АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Химия - наука удивительная. Она очень конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и врачу, и журналисту, и домохозяйке. Она очень абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в любой микроскоп, со сложными формулами и серьезными законами.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия - наука-древняя, ей несколько тысяч лет. Многим обязаны современные ученые и средневековым алхимикам, трудившимся полторы-две тысячи лет тому назад, и тем, кто внес свой вклад в науку в последние 200-300 лет.
Что влечет людей заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключенная в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Она может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси - новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, или непробиваемый снарядом сплав, или невиданная пищевая приправа?
Химики - исследователи необычных свойств новых веществ, следопыты в мире химических реакций. Сначала они теоретически определяют цель - нужные свойства неизвестного вещества, а затем начинают планомерно проводить синтезы (получать это вещество). А изучив новое вещество, передают его строителям, фармацевтам, агрономам, связистам, энергетикам, художникам...
В наши дни химия стала мощным оружием цивилизации, сырьевой базой практически всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. С ее помощью создаются лекарства и витамины, удобрения для повышения плодородия почвы и химические средства защиты растений. Уголь, нефть, газ и руды химия превращает в энергию и металлы, бетон и стекло, керамику и многочисленные органические соединения, в том числе такие, каких в природе не было и не могло быть.
Вооруженные знанием химии люди ведут синтез красителей, искусственных волокон, взрывчатых веществ, получают полупроводники и сверхпроводники, топливо для ракетных двигателей, новые строительные материалы. Ядерная энергетика также немыслима без знания химии.
Однако в химии до сих пор так много неясного и неоткрытого! Постоянно появляются новые области старой науки, новые вещества, новые методы их получения и исследования. Изучать химию трудно, но очень интересно. Особенно если с самого начала ты убедишься в том, что она вездесуща. Действительно, куда ни погляди - всюду вокруг нас объекты и явления этой замечательной науки - химические вещества и химические реакции.
Сроки реализации образовательного проекта: 2 года
Первый года обучения - 1 час в неделю,
Второй год обучения - 1 час в неделю.
Предлагаемый курс адресован:
- учащимся 7-8 классов для популяризации интереса к химии, расширения кругозора знаний об окружающем мире;
- учащимся 9-11 классов в целях профессиональной ориентации и подготовки к государственной итоговой аттестации.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
- Формирование у учащихся знаний и научных представлений о химии и современной химической промышленности;
- Развитие профессиональных склонностей к предмету химия;
- Повышение интереса к научно-исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Образовательные:
- освоить теоретический материал, выходящий за рамки школьной программы по химии, имеющий прикладное назначение;
- использовать теоретические знания по химии на практике, в проектной деятельности;
изучить экологические аспекты в свете химических процессов;
- познакомиться с деятельностью современной химической промышленности и особенностями работы химических предприятий.
Воспитывающие:
- формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.).
Развивающие:
- развивать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет, зрительской аудиторией;
- развивать логическое мышление, внимание, творческие, ораторские, исследовательские способности, умение вести дискуссию.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Пройдя данный курс, учащиеся:
- получат расширенные знания по предмету химия;
- познакомятся с особенностями современной химической промышленности на примере завода по производству лакокрасочной продукции;
- составят представление о профессии химик-лаборант, инженер-химик;
- смогут результативно выступать на научно-исследовательских конференциях и творческих химических конкурсах;
- повысят экологическую культуру;
- получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- проведение публичных лекций;
-выполнение учащимися исследовательских, творческих, лабораторно-практических работ;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах по химии;
- экспериментальная деятельность;
- научные публикации;
- экскурсии на предприятия химической промышленности региона;
- олимпиадная деятельность.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Создание профильного класса с углубленным изучением образовательной области «Химия»;
Ежегодное проведение химической олимпиады школьников «Свое решение» с привлечением учащихся школ города;
Разработка совместной профориентационной программы по химии с ВУЗами города Липецка и Воронежа;
Привлечение студентов ВУЗов для проведения профильных мероприятий в ОУ;
Разработка плана посещений всероссийских химических выставок и экскурсий на предприятия химической промышленности за пределами Липецкой области.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
В рамках проекта запланировано и реализуется множество мероприятий: лекции и экскурсии, лабораторно-практические работы и участие в химических олимпиадах и конференциях.
Об особенностях и развитии современной химической промышленности лицеистам рассказывают представители компании по производству лакокрасочной продукции
Большой интерес у ребят вызывают химические опыты и викторины, которые регулярно проводятся под руководством куратора проекта, учителя химии лицея Поповой Е.А.
Для подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам и освоения предмета на профильном уровне в рамках проекта в лицей приглашаются преподаватели ЛГПУ и ЛГТУ для проведения лекций, мастер-классов и семинаров.
Участники проекта активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Проекты по химии, выполненные лицеистами, занимают призовые места на научно-практических конференциях не только муниципального, но и регионального, всероссийского и международного уровней.
В рамках проекта ученики 7-11-х классов лицея ежегодно посещают один из современных заводов лакокрасочной продукции города Липецка.
Химическая олимпиада учащихся «Свое решение» - один из этапов осуществления интегрированного образовательного проекта «Химия для любознательных». Она направлена на выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных в предмете «химия» школьников.
В настоящее время более 20 выпускников лицея учатся на химических факультетах, в медицинских и технологических вузах города Липецка, Москвы, Рязани, Воронежа и др. В перспективе проекта получение учащимися расширенных знаний по предмету «химия», знакомство с особенностями современной химической промышленности на примере завода по производству лакокрасочной продукции.